ОДИН ДЕНЬ ПИТЕРА

Петербург в интернет СМИ

Последние новости:

19.02.2021 Титова шокировали фасады над барами в центре Петербурга
Обветшавший центр Петербурга расстроил уполномоченного по правам предпринимателей в РФ Бориса Титова, передает корреспондент ИА REGNUM. В ходе своего визита в Северную столицу 19 февраля он осмотрел...
19.02.2021 Дорожники готовы к сильным снегопадам и морозам в Ленобласти
Федеральные дорожные службы готовы к сильным снегопадам и морозам, которые ожидаются в предстоящие длинные выходные в Ленинградской области. Об этом 19 февраля сообщили в пресс-службе ФКУ Упрдор...
19.02.2021 Крупный бизнес Петербурга может привлечь малый для выполнения заказов
Петербургские власти договариваются с крупными компаниями о привлечении малого и среднего бизнеса к выполнению их заказов. Об этом сообщил 19 февраля губернатор Александр Беглов на встрече с...
19.02.2021 Футбольные болельщики смогут стать донорами перед матчем «Зенита»
Петербургский футбольный клуб «Зенит» примет участие в масштабном социальном проекте «Месяц донора». Перед назначенным на 20 февраля матчем с тульским «Арсеналом» болельщикам предложат сдать кровь в...
19.02.2021 Лидером «Партии роста» в Петербурге остаётся Павел Швец
Петербургское отделение «Партии роста» переизбрало своим руководителем главу муниципального образования №72 Павла Швеца. Об этом сообщила 19 февраля депутат Заксобрания Петербурга Оксана Дмитриева....
19.02.2021 В Петербурге учеников школы рвало на уроке, но это не отравление
В Санкт-Петербурге учеников одной из начальных школ на «элитном» Крестовском острове начало рвать прямо на уроках. Одной из учениц понадобилась госпитализация, сообщает издание «Фонтанка». При этом в...
19.02.2021 УЕФА доволен мерами безопасности Петербурга для проведения Евро-2020
Делегация UEFA (УЕФА) осталась довольна планом по обеспечению безопасности в Петербурге в дни чемпионата Европы по футболу, который состоится летом 2021 года. Об этом 19 февраля сообщили в Смольном....
19.02.2021 Около 8,5 тысячи петербуржцев прошли реабилитацию после ковида
Около 8,5 тыс. петербуржцев прошли реабилитацию после перенесенного заболевания COVID-19, еще около 2,2 тыс. горожан предстоит ее пройти. Об этом 19 февраля сообщил первый заместитель председателя...
19.02.2021 Бизнес-омбудсмен Титов увидел, как «задышала» экономика Петербурга
Мораторий на снос торговых павильонов в Петербурге собираются продлить до конца 2021 года. Об этом заявил 19 февраля уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов после встречи...
19.02.2021 В Петербурге ударили ножом охранника генконсульства Украины
В Петербурге злоумышленник нанес ножевое ранение охраннику консульства Украины в Северной столице. Злоумышленник задержан, мотивы преступления выясняются. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по...
19.02.2021 Охранника консульства Украины в Петербурге порезал судимый петербуржец
Нападение с ножом на сотрудника консульства Украины в Петербурге совершил 34-летний житель Петербурга, имеющий несколько судимостей за различные преступления. С Украиной его связывает место рождения...
19.02.2021 Титов не хочет диалога на выборах с «отмороженными ура-патриотами»
«Партия роста» сомневается в возможности найти точки для диалога в ходе предстоящей избирательной кампании с обновленной «Справедливой Россией». Об этом сообщил лидер партии, бизнес-омбудсмен Борис...
19.02.2021 В Ленобласти отремонтировали участок дороги до границы с Финляндией
Участок дороги Выборг — Светогорск, входящей в состав федеральной трассы А-181 «Скандинавия» (Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндской Республикой), ввели в эксплуатацию после капитального...
19.02.2021 Вакцинация от коронавируса в Петербурге отстаёт от Москвы в три раза
По масштабам вакцинации от коронавирусной инфекции Санкт-Петербург в настоящее время отстаёт от Москвы в три раза. Это отставание обусловлено целым рядом факторов, объяснил кандидат экономических...
19.02.2021 В Петербурге вакцинацию от коронавируса начнут в пяти торговых центрах
После завершения выходных дней, в будущую среду, 24 февраля, в пяти торгово-развлекательных центрах Санкт-Петербургу будут развернуты пункты вакцинации от коронавируса. В ближайшее время их число...





Rambler's Top100

Анонсы и объявления

От наших корреспондентов

Обсуждения

Стихи о Петербурге



Популярное

транспорт (17238) Губернатор (15492) футбол (15441) полиция (13625) Зенит (12797) метро (11145) аварии (10123) Смольный (10011) криминал (9995) Ленобласть (9119) ЗакС (8646) пожары (7946) Полтавченко (6476) оппозиция (4804) Путин (4345) литература (2927) ГИБДД (2766) Пулково (2678) Университет (2677) Пушкин (2577) Матвиенко (2559) недвижимость (2490) наркотики (2276) коммуналки (1834) Кронштадт (1401)

"Стоматологий в городе много - а качество хромает и цены атомные. Может, кто посоветует что-нибудь оптимальное?..."




29.09.2012

Петербургский трамвай отметил очередной юбилей


В честь солидного юбилея на линию вышли 15 вагонов разных поколений. Открыл парад английский трамвай компании "Браш". Точно такой же появился на...
Трамвайному движению в Петербурге - 105 лет.

В честь солидного юбилея на линию вышли 15 вагонов разных поколений. Открыл парад английский трамвай компании "Браш". Точно такой же появился на улицах Петербурга 29 сентября 1907-го года. Посмотреть на раритеты и отметить день рождения трамвая пришли около ста горожан.



В день 105-летия, когда этот вид транспорта исчезает с центральных улиц, «Фонтанка» решила вспомнить историю петербургского-ленинградского трамвайного движения.

Борьба за улицы

Начиналась история трамвая в Петербурге непросто. С середины XIX века в нашем городе (как и во всем мире) действовал иной вид общественного транспорта – конка. В 1860 году инженер Домантович построил конно-железную дорогу на улицах Санкт-Петербурга. Первое время этот транспорт использовался для грузовых перевозок, но с 1863 года начались и пассажирские перевозки.

Выгода от этого предприятия оказалась огромная - когда в городе появилась первая линия, то только за один год она перевезла почти миллион пассажиров. Поэтому было организовано Акционерное общество конно-железных дорог, имевшее в своем распоряжении шесть конных парков, насчитывающих три с половиной тысячи лошадей и обслуживающих 26 маршрутов. К первому десятилетию XX века в Петербурге было около тридцати коночных линий, проходящих по центральной части города - Невскому проспекту, Садовой улице и от Адмиралтейской площади до Николаевского моста.

В 1880 году инженер, штабс-капитан гвардейской артиллерии Фёдор Пироцкий попытался заинтересовать акционеров общества конно-железных дорог свои изобретением – первым трамвайным вагоном «на электрической тяге». Демонстрация состоялась 1 сентября 1880 года на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, рядом с Рождественским коночным парком (впоследствии – трампарком Смирнова). При многочисленном скоплении народа двухъярусный вагон с 40 пассажирами без помощи конной тяги сдвинулся с места «пробежал» по рельсам, затем остановился и с той же скоростью прикатил обратно. За рычагами управления сидел сам Пироцкий.

Однако идея пустить трамвай по петербургским улицам встретила ожесточенное сопротивление – в первую очередь, против нее выступили владельцы конки, не желавшие конкуренции. Их поддержали извозопромышленники, которые объявили, что электрический экипаж инженера Пироцкого будет только пугать лошадей на улицах, а те с перепугу могут и людей потоптать.

Кстати, Петербург не был исключением - с противодействием владельцев конного транспорта энтузиасты трамвая столкнулись во всем мире. Проблема везде решалась по-разному – как правило, трамвайные рельсы укладывали параллельно существующим коночным, а дальше разворачивалась обыкновенная борьба за потребителя. В Москве и Кенигсберге городские власти предпочли выкупить хозяйство конных дорог и переоборудовать его в трамвайное – в этом случае служащие конки не теряли работу, а попросту переучивались.

Но Северная столица России пошла своим путем. Рельсы находились в собственность Ассоциации конно-железных дорог, которое к тому же заключило с Городской Думой договор аренды улиц сроком на 30 лет. И владельцы конки категорически отказывались пересматривать условия соглашения.

Поэтому первым трамваем в Петербурге оказался ледовый транспорт. в январе 1895 года Финляндское общество лёгкого пароходства устроило переезд по льду Невы между Адмиралтейской и Мытнинской набережными. Прямо по льду были уложены шпалы, рельсы, вморожены опоры для проводов. Первые два года переезд работал по принципу «переката» - вагоны бегали по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести, затем их заменили электрическими трамваями.

Существовало 3 маршрута: Сенатская площадь - Васильевский остров; Сенатская площадь - Мытнинская набережная; Суворовская площадь у Марсова поля - Выборгская сторона. Новый вид транспорта пользовался огромным успехом. Озабоченное убытками Акционерное общество конно-железных дорог даже подавало в суд, но проиграло дело.

Однако настоящий удар конка получила в 1907 году, когда истек срок договора аренды. Именно с этого времени и начинается повсеместное распространение трамвая на петербургских улицах. На память о конке остался только памятник на углу 6-й линии и Среднего проспекта. Да еще сохранились воспоминания о ней в лексике – во всем мире трамваи отстаиваются в депо, но в нашем городе для них созданы парки. Краеведы поясняют, что это произошло потому, что первые трамваи ставили в парки, созданные для отстоя конных экипажей (лошадей ставить в депо было неприлично и неуместно).

Трамвай – не лошадь, ремонта требует

16 сентября 1907 года вступила в строй первая трамвайная линия, протяженностью 2,14 км. Трамваи ходили по маршруту: Адмиралтейская площадь - Конногвардейский бульвар - Николаевский (ныне Благовещенский) мост - Большой проспект В.О. до пересечения с 8-й линией. В октябре 1907 года открылась линия по Садовой улице - от Невского проспекта до Покровской площади (ныне площадь Тургенева), а в декабре 1907-го и по Невскому проспекту - от Адмиралтейства до Николаевского (ныне Московского) вокзала. В 1912 году маршрутов было уже 14, а накануне революции в городе насчитывалось 23 трамвайных маршрута. К 1914 году трамвай стал самым распространённым, удобным и дешёвым транспортом, в 1916-м на некоторых маршрутах в прицепных вагонах стали снимать часть сидений для пассажиров, дабы увеличить число «стоячих» мест.

В 1910 году появилась традиция обозначать трамвайные маршруты сочетаниями цветных огней. Для удобства стрелочников над крышей моторного вагона рядом с обычным номером стали устанавливать 2 цветных треугольника, когда становилось темно - зажигали 2 прожектора со стёклами соответствующих цветов. Для обозначения маршрутов используются 5 основных цветов - белый, синий, красный, зелёный и оранжевый (в последнее время - жёлтый). Их всегда подбирали так, чтобы на линии не встречались вагоны с одинаковыми огнями. В темном и туманном Петербурге это новшество прижилось и стало самой настоящей городской традицией.

Появление трамвая потребовало дополнительных затрат. Серьезной переделки потребовали улицы - первоначально их мостовые укладывались так, что они понижались к центру. Предполагалось, что вода с улиц будет стекать к середине, а оттуда в канализацию. Но для прокладки трамвайных путей эту конструкцию пришлось изменить- мостовые сделали выпуклыми, а соответственно, переложили заново канализационную сеть. Вдобавок вместо одной рельсовой колеи бывшей конки пришлось делать две, а между ними поставить столбы для проводов. Пришлось также переделывать, укреплять и расширять мосты, не рассчитанные на тяжесть новых вагонов. У реки Монастырки на Атаманской улице была сооружена Трамвайная тепловая электростанция, правда, маломощная, и впоследствии ее пришлось заменить.

Проектировщиком и строителем первых трамвайных линий в Петербурге был инженер-электрик Генрих Графтио, он же провёл по маршруту первый вагон. По легенде, именно проблема обеспечения трамваев электричеством и заставила его задуматься над строительством гидроэлектростанций на северных реках. Так что, появлением Волховской и Нижне-Свирской ГЭС наша страна обязана петербургскому трамваю.

«Метр с кепкой» и социальная справедливость

Поначалу трамвай не был демократичным средством передвижения. Согласно первым правилам, 1907 года издания, пользоваться им могла только «чисто одетая публика». Постоянно оплачивать 3-копеечные билеты было тогда по карману далеко не каждому. Соответственно, и первые вагоны изготавливали почти целиком из дерева с отделкой ценными породами - буком, дубом, грабом. Затем их покрывали лаком. Подешевел этот транспорт к 1914 году, а в 196-м он уже стал самым вполне «народным».

Именно на этот вид транспорта и сделала ставку новая власть. В 1923 году, во время послевоенной разрухи городские власти умудрились ввести расписание движения на трамвайных маршрутах. Вскоре, чтобы вагоновожатые ориентировались во времени, по всем маршрутным линиям установили электрические часы - общим числом 193 штуки.

С 1930 года начали решать вопросы упорядочения оплаты. Проблемой оказалась стоимость детских билетов. Для того, чтобы решить эту задачу, во всех вагонах ленинградского трамвая распоряжением отдела по коммунальному хозяйству с 1931 года была введена специальная мерка для ребятишек - на расстоянии метра от пола на косяках входных дверей вагонов была проведена белая черта. Детей примеривали к ней, и если макушка ребенка доходила до черты, с родителя требовали оплатить билет и за чадо. Шутники утверждали, что на этом трамвайное начальство не угомонится и начертит белые линии вдоль сидений. С каждого тучного гражданина, вылезшего за границу полноты, кондуктор будет взимать дополнительный пятачок.

В предвоенные годы трамваи использовал не только для пассажирских перевозок. На них возили почту, для этого использовали открытые «эмэсовские» вагоны (буквы МС означали - моторный стальной. Вагоны этого типа стали выпускать на «Красном путиловце» в 1927 году). Для того, чтобы обеспечить возможность таких перевозок, к Главпочтамту были проложены трамвайные пути.

Использовали для своих целей грузовые трамваи и ленинградские предприятия - например, обанкротившийся сейчас «Севкабель» и находящийся на грани банкротства Балтийский завод. Промышленные грузы на трамваях возили ночью - это было удобно и дёшево. Но рейсы составов весом в 50-100 тонн пагубно сказывались на состоянии трамвайных путей.

Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда…

Во время блокады резко сократилась выработка электроэнергии в Ленинграде. Уже с 9.12.1941 г. было упразднено 8 трамвайных маршрутов, а в январе 1942-го городской транспорт остановился вовсе. Трамваи и троллейбусы стояли на улицах, занесённые до крыш снегом. И именно остановку трамваев ленинградцы восприняли наиболее тяжело.

В феврале 1942 года власти Ленинграда приняли решение вернуть трамвайное движение на улицы. За 2 месяца трамвайщики блокадного города отремонтировали десятки километров путей, около 500 км контактных сетей, сотни вагонов. И 15 апреля 1942 года трамвайное движение в городе восстановилось. Всего в этот день с 6 утра на маршруты №№3, 7, 9, 10 и 12 вышло 116 трамвайных составов, связавших все районы Ленинграда.

В память об этом подвиге осталась подстанция на набережной Фонтанки, обеспечившая электричество для трамвайного движения. Сейчас это здание планируется реконструировать под гостиницу. Что планируется сделать с мемориальной доской, посвященной подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда, неизвестно.

Самый трамвайный город мира

В послевоенные годы трамвайное движение по-прежнему развивалось. 1958 году трамваю принадлежало 54% всех городских перевозок. В 1990 году в городе насчитывалось 10 трамвайных парков, 2200 вагонов, длина трамвайного пути составляла 700км, перевезено пассажиров за год 950 миллионов человек. К 1990 году общая протяжённость одиночного трамвайного пути в Ленинграде составила 692 км - по этому показателю город был занесён в книгу рекордов Гиннеса. Сейчас Санкт-Петербург опустился на 4-е место.

Отмечен Санкт-Петербург в книге рекордов и как обладатель самой сложной трамвайной стрелки в мире. Это была мудрёная конструкция, позволявшая поворачивать в любую сторону трамваям, выезжавшим на перекрёсток с любой из 4 сторон, при этом движение вагонов осуществлялось в обоих встречных направлениях. Находилось это устройство на Васильевском острове, на пересечении Среднего проспекта с 8-й и 9-й линиями. Но в 2002 году и саму стрелку, и половину путей на перекрёстке демонтировали.

Правда, в 1980-х годах ленинградские трамваи начали утрачивать цветные огни, поскольку конструкции из тонкого цветного стекла создавали трудности в обслуживании вагонов. Ситуацию усугубил кризис 1990-х годов. Постепенно маршрутные огни вышли из обихода. В 2006 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко объявила о том, что эта традиция будет возвращена, но пока ощутимых изменений не произошло.

Трамвай всякий обидеть может

Трамваи попали в немилость при губернаторе Яковлеве (1996-2003). За время его руководства городом было демонтировано около 50 км трамвайных рельсов. Приводились следующие аргументы: трамваи убыточны, слишком громоздки для центра и часто препятствуют движению автотранспорта, к тому же от вибрации разрушаются исторические архитектурные памятники. В ноябре 2003 года руководителями города было заявлено, что трамвайные рельсы будут сняты везде, кроме исторических маршрутов. Сохранять трамваи планировали только на Московском и Лиговском проспектах, на проспекте Просвещения и на Среднем проспекте Васильевского острова.

В том же году закрыли трамвайный парк имени Скороходова на Барочной улице. Позднее, в 2005 году, компания «ЮИТ Санкт-Петербург» оформила право аренды на его территорию. Сейчас на ней возведен жилой комплекс. Депо снесены, а административное здание, выходящее на Барочную улицу, реконструировано под бизнес-центр.

В январе того 2003 года был реорганизован трамвайный парк Смирнова (бывший Рождественский), тот самый, в котором состоялась первая демонстрация «электрического вагона». Все рабочие вагоны перегнали в другие парки, а на территории уже бывшего трампарка №4 осталось около 40 вагонов ЛМ-68М, ожидающих порезки на металлолом.

Правда, в декабре 2003 года Валентина Матвиенко, избранная на пост губернатора, совершала объезд по Васильевскому острову. Узнав о проблемах с транспортом, о ликвидированных путях на острове Декабристов, на набережной Лейтенанта Шмидта, на 8-9-й линиях, в том числе самой сложной стрелки, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса, она обронила: «Трамвай всякий обидеть может». И пообещала заступиться за этот вид транспорта.

Однако в 2007 году Смольный заключил с аффилированным в ВТБ ЗАО «М» контракт о выкупе площадей в комплексе «Невская ратуш», который было решено построить на месте бывшего трампарк Смирнова. В том же году стало известно о намерениях превратить трампарк Леонова на Среднем проспекте Васильевского острова в телефабрику (ее концепция позднее траснформировалась в Дворец искусств).

В том же 2007 году была закрыта и демонтирована трамвайная линия на Крестовском острове – за ненадобностью, после реконструкции Благовещенского моста с него также убрали трамвайные рельсы. К 2007 году в центральной части города трамвайное движение было сведено к минимуму, а пассажирская сеть была разделена на 2 отдельных фрагмента, что предопределило дальнейшую судьбу петербургского трамвая: с этого момента этот вид транспорта нельзя использовать для передвижения на значительные расстояния, трамвай стал выполнять исключительно функции подвоза пассажиров к станциям железных дорог и метро.

На колбасе американки

Названия наших трамваев - «эмэска», «бреш», «американка», «слон», «стиляга», «аквариум» - давно стали частью городского фольклора. ЛМ-57 («стиляга») - Ленинградский моторный 1957 года выпуска - одиночный вагончик с закруглёнными обводами, впервые выпущенный к Международному фестивалю молодёжи и студентов, отличался удобством, а по тем временам - даже комфортностью. В отличие от угловатых «американок» (ЛМ-ЛП-33), эти вагоны имели мягкие, расположенные рядами сиденья. Ещё одним усовершенствованием в них было особое отопление - электрическими печками под сиденьями.

Старые «американки» были куда менее удобными, труднее управлялись, зато вмещали толпу народа. Ведь они имели максимально допустимую для трамвая ширину - 2,55 м. (вагон конки был шириной 2,1 м., МС - 2,2 м.). Поэтому до конца 1970-х их держали на самых напряжённых линиях. В частности, они долго ходили по маршруту №43 в Купчино и по №36 в Стрельну. Самая же последняя «американка» прошла по маршруту №14 с Пискарёвки в порт. О том, что на улицу въехал трамвай ЛМ-ЛП-33, можно было узнать, не выходя из квартиры: "американка" грохотала, как колонна танков.

Когда-то в переполненных трамваях пассажирам и безбилетным «зайцам» приходилось и на трамвайных подножках висеть, и с обратной стороны вагона к площадкам цепляться (у старых вагонов вход был с обеих сторон), и между вагонами на ходу балансировать. Катание с обратной стороны вагона называлось «кататься на колбасе», и мальчишки считали такой поступок делом чести. Правда, вагоны, конструкция которых предусматривала подобные развлечения начали исчезать с наших улиц в конце 1960-х.

Информация почерпнута в открытых источниках

Все новости Петербурга ]



Обсуждаемое: транспорт (17238) Губернатор (15492) футбол (15441) полиция (13625) Зенит (12797) метро (11145) аварии (10123) Смольный (10011) криминал (9995) Ленобласть (9119) ЗакС (8646) пожары (7946) Полтавченко (6476) оппозиция (4804) Путин (4345) литература (2927) ГИБДД (2766) Пулково (2678) Университет (2677) Пушкин (2577) Матвиенко (2559) недвижимость (2490) наркотики (2276) коммуналки (1834) Кронштадт (1401) толерантность (1340) трамваи (1303) Мариинский театр (1256) Спаллетти (1214) художники (1211) Эрмитаж (1158) Кержаков (1050) Газпром (1034) Петергоф (1014) Аршавин (654) убийства (561) Лахта (506) зоопарк (478) Аврора (470) Банкротства (448) Туроператоры (389) Беглов (327) Апраксин двор (314) Сапсан (279) забастовки (273) реновация (272) евреи (231) Явлинский (221) Боярский (192) Сокуров (153) Шевчук (127) Ораниенбаум (123) Адмиралтейство (116) Гребенщиков (92) Лурье (38) Карелия (13)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

город грёз
Петровых
(Георгий Жердев)

...и родил Петр Петербург. И растили Петербург Екатерина, Александр и Николай. И топила Петербург Нева. И расстреливали Петербург декабристы и Аврора. И морили голодом Петербург фрицы, коммунисты и новые либералы. И отпихивала острым локотком его алчная сестрица.

Но все так же Стрелка остра, и колонны ростральны, и гранит гранитен. И все так же в каменном невском русле живая вода. И плывут по ней баржи дней - и ни одна не пуста. И на каждой мы капитаны или хотя бы матросы...